Публикации в СМИ

news_img: 
14 июня 2017
РЖД-Партнер: Энергия на особых условиях

По объему потребления электроэнергии ОАО «РЖД» занимает лидирующую позицию в России. Об особенностях поставок энергии для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта РЖД-Партнеру рассказал президент ООО «Русэнергосбыт» Михаил Андронов.

– Михаил Сергеевич, каким образом осуществляется регулирование рынка? Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке поставки энергии на транспорт, включая железнодорожный?

– В последние годы у нас в стране наблюдается стабильный рост цен на электроэнергию. На наш взгляд, данный рост обусловлен недостаточным уровнем конкуренции среди производителей электроэнергии – генераторов. Энергетический рынок построен таким образом, что половина стоимости электроэнергии – это генерация, другая половина – сетевая составляющая. Сетевая компания – это монопольный вид бизнеса, в котором нет конкуренции. Поэтому, в нашем видении, надо развивать конкуренцию среди генераторов. В нынешней системе генераторам оплачиваются все постоянные издержки. Они гарантированно не убыточные. Они могут заработать больше или меньше за счет объемов производства электроэнергии, но их базовые затраты гарантированные. Теоретически станция может не вырабатывать электроэнергию весь год, но все равно будет получать плату за мощность. Это полностью лишает их стимулов бороться за покупателя. В настоящий момент стратегическая задача по обновлению производственных фондов выполнена. Теперь необходимо обратить внимание на тех, для кого эти фонды обновлялись, то есть на потребителей. Сделать это можно путем отказа от безусловного возмещения поставщикам 100% их затрат. К примеру, если сократить объем гарантированно оплачиваемой мощности до 90%, это даст стимул генераторам заключать прямые договоры с потребителями на оставшиеся 10%. Таким образом мы стимулируем конкуренцию, а это приведет к снижению цен на рынке.

– Возникают ли сложности при организации поставок энергии на железную дорогу?

– ОАО «РЖД» является самым большим потребителем электроэнергии в стране, поэтому задача ее бесперебойных поставок является приоритетом для «Русэнергосбыта». Энергоснабжение российских железных дорог разительно отличается от поставок энергии для любого другого клиента. Давайте рассмотрим на примере. Как происходит процесс поставки электроэнергии для обычного завода? Условно, две-четыре подстанции подключаются к внешней сети. Потребление происходит равномерно согласно запланированному графику. Просчитать наперед такую схему достаточно легко. Другое дело – поставки электроэнергии для железных дорог. Сети ОАО «РЖД» связаны с внешними сетями тысячами точек. К примеру, каждый переезд, каждый шлагбаум должен быть запитан как минимум от двух независимых источников для надежности. Более того, основной особенностью является то, что у стандартного потребителя оборудование статично – оно стоит на месте, а у железных дорог оно все время движется. И при возникновении сбоев в графике перевозок неизбежно приходится перепланировать потребление электроэнергии. Поэтому система прогнозирования, которую мы создали для ОАО «РЖД», является одним из самых значимых проектов нашей компании. Ее построение было бы невозможно без применения технологий наших итальянских коллег из корпорации Enel. Основой данной системы является технология Big Data. Она позволяет прогнозировать потребление энергии в зависимости от массы факторов – графика перевозки, температуры, ситуации в экономике и т. д., а чем точнее ты спланируешь покупку, тем дешевле обходится энергия.

– Данная система прогнозирования полностью адаптирована под российский рынок?

– Безусловно, в Италии реформа энергетики началась примерно на 5 лет раньше, чем у нас, поэтому появилась возможность применять их технологии и системы, которые полностью адаптированы под условия работы в России. В силу того что у нас другие законы и другие правила рынка.

Беседовала Александра Можаровская